Штраф на сумму 320 или 96 тыс. — “смертная казнь” для предпринимателей

167937Основание для проверки — заявление работника.

Уже в конце февраля на Львовщине начнут работать консолидированные комиссии по выявлению нелегальных работников на предприятиях. Однако большинство представителей бизнеса все еще не осознали, что могут быть оштрафованы на 320 тыс. грн и, в результате, обанкротиться.

Сразу оговоримся: мы не собираемся защищать бизнес, обворовывающий собственных работников, не выплачивая им даже минимальную заработную плату. А из того, что выплачивает, — выдавая часть в конвертах, убивая, таким образом, надежду на приемлемые пенсии в будущем. Однако Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” №1774-VIII от 06.12.2016 г. относительно повышения минимальной заработной платы до 3200 грн (он же ранее — законопроект №5130) касается и большой части бизнеса, который старается работать честно. Теперь из-за малейшей вины предприниматели могут потерять не только бизнес, но и собственное жилье. Ведь выявление даже одного официально не устроенного работника, согласно закону, наказывается штрафом на сумму 96 тыс. грн. Недопущение государственного инспектора труда к проверке с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, нарушений при выплате заработной платы и т.п. — 100 минимальных зарплат (320 тыс. грн)! Кроме того, еще 30 минимальных зарплат (96 тыс. грн) — за каждого работника, относительно которого допущено нарушение.

За незаконное увольнение работника работодателю могут выписать штраф на сумму от 34 тыс. до 51 тыс. грн, или лишить права занимать должность руководителя сроком до трех лет, или даже приговорить к исправительным работам на срок до двух лет. И это лишь незначительная часть санкций, которые могут быть применены к работодателям.

На днях разговорились со знакомым предпринимателем. У него пятеро работников. Двое совмещают работу с обучением. Один — пенсионер, который работает через день. Еще двое, включительно с бухгалтером, оформлены на полставки. Работа несложная, но без наемного труда не обойтись. “Если я буду платить им по 3200 грн, то вынужден буду увеличить фонд оплаты труда более чем вдвое. А этого мне не позволяют мои доходы. Так что, очевидно, придется закрываться”.

Как сообщил на днях начальник Главного управления ГФС во Львовской области Игорь Кондро, в зоне риска — т.е. выплачивающих заработную плату ниже законных 3200 грн, — на конец 2016 г. во Львовской области находилось около 80% частных предприятий. А это — 207,6 тыс. наемных работников, или 37,8% от их общего количества.

Шутить не стоит

По словам И.Кондро, высокие штрафы — это вынужденная мера. Предприниматели до сих пор не отвечали на уступки, предоставленные им государством: уменьшение размера ЕСВ, мораторий на проверки бизнеса и т.п. По данным ГФС — а они немного отличаются от существующих в органах Госстата, — на 1 января 2017 г. средний уровень заработной платы на Львовщине составлял около 4,5 тыс. грн. Но по отчетам — он не превышал 2 тыс. грн. Поэтому государство и пошло на кардинальный шаг, а именно — повышение минимальной зарплаты до 3200 грн.

Правда, уже после принятия решения о повышении минимальной заработной платы, в конце прошлого года, часть предпринимателей сделали корректировку в своей деятельности. На 1 февраля почти 700 субъектов предпринимательской деятельности-физических лиц, которые раньше декларировали отсутствие наемных работников, оформили их на работу.

По его мнению, поскольку штрафы за нарушения довольно высокие, а значит, существуют немалые коррупционные риски, проверки должны проводиться совместно представителями ГФС, инспекцией Гоструда под эгидой органов местного самоуправления. Местные органы власти наделены правами фиксировать факты нарушения трудового законодательства и также могут создавать соответствующие комиссии. Кроме того, мониторить ситуацию может и Пенсионный фонд.

Что касается документирования фактов нарушений, то, по мнению И.Кондро, к этому должна быть привлечена Национальная полиция. Она может выявлять работающих нелегально людей, а также документировать факты проверок. Основание для проверки — заявление работника, который сообщит о факте невыплаты заработной платы в полном объеме.

По словам самих предпринимателей, есть негласное распоряжение власти как минимум до 20 февраля воздержаться от проверок, чтобы дать возможность бизнесу правильно отреагировать и привести трудовые отношения с наемными работниками в соответствие с требованиями трудового законодательства.

Чуть ранее территориальные органы ГФС области провели работу с субъектами хозяйствования, которые на протяжении 2016 г. выплачивали заработную плату ниже установленного законодательством размера. Заслушано более 6 тыс. минимизаторов заработной платы, из которых 90% повысили ее уровень. В местные бюджеты дополнительно поступило свыше 4 млн грн налога на доходы физических лиц.

Что делать?

По мнению И.Кондро, выход из ситуации всегда можно найти. Если предприниматель работает в правовом поле, имеет доход менее 1,5 млн грн и девять наемных работников, ему следует перейти на общую систему налогообложения. Тогда все выплаты будут включены в затраты. Во-вторых, посмотреть, нет ли у него лишних работников, и все ли они нужны.

Сельхозпредприятиям, занятым сезонными работами, он советует на соответствующий сезон регистрироваться субъектами предпринимательской деятельности сроком на три месяца, получать свидетельство и платить единый налог. Но на каждое предприятие нужно смотреть отдельно.

Однако самые радикальные меры предлагает народный депутат, председатель правления Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса “Фортеця” Оксана Продан. По ее словам, новые драконовские штрафы уже вызвали огромную волну негодования предпринимателей. “Это политика террора относительно тех, кто работает сам и не ждет помощи государства. Вместо того чтобы создать условия для самозанятости, стимулировать экономическую активность, члены правительства, наоборот, загоняют экономику в тень и стимулируют новую волну безработицы. Предприниматель, получив штраф на сумму 320 тыс. грн, может потерять жилье, которое у него заберет государство по решению суда. Если срочно не изменить законодательство, это приведет к дальнейшей экономической стагнации и массовым акциям протеста. Именно поэтому я буду настаивать на принятии нового закона”, — отметила политик.

По ее мнению, сумма штрафов должна быть соизмерима с нарушениями. Когда предпринимателей наказывают штрафами на сумму 96–320 тыс. грн, а за самовольное пользование недрами максимальный штраф — 510 грн, за похищение чужого имущества — 510 грн, за незаконную вырубку леса — 170 грн, то это свидетельствует, что члены правительства заботятся не о людях и экономике, а лишь о собственных интересах. Поэтому нужны изменения.

А пока что ГФС отчитывается о росте поступлений в государственный и местные бюджеты. Они поражают. Например, в 2015 г. на Львовщине в госбюджет было собрано 10 млрд грн, в 2016 г. — почти 15 млрд. Это самый большой прирост поступлений в госбюджет за годы независимости Украины. Чрезвычайно урожайным оказался январь 2017 г. Если в январе 2016-го в госбюджет было собрано 503 млн грн, то в январе 2017 г. — 720 млн. Прирост составляет 217 млн, или 43%. Такая же ситуация с местным бюджетом, в который дополнительно получено 219 млн грн.

Но вряд ли эти средства принесут государству и людям какую-то большую пользу, поскольку будут потрачены на выплаты по безработице, разные субсидии и т.п. Скажем, в 2016 г. в государственном бюджете на жилищные субсидии было заложено около 40 млрд грн, в 2017-м эта цифра превысила 50 млрд грн. По прогнозам экспертов, в ближайшие два года субсидии будут получать 2/3 украинских семей. Особенно с учетом того, что, по прогнозу Национального банка Украины, вследствие повышения минимальной заработной платы в 2017 г. до 3200 грн будут уволены около 630 тыс. работников. Об этом говорится в инфляционном отчете НБУ за январь.

Комментарии

Владимир Вязивский, экс-депутат ВР Украины:

Бизнесу сейчас очень тяжело “вытягивать” минимальную зарплату. А тут еще и могут добить штрафами. Конечно, самые предприимчивые найдут возможность обойти правительственную ловушку, однако повышение поступлений от этой инициативы правительство вряд ли получит. Не легче станет и гражданам, потому что они еще не получили на руки новую заработную плату, а цены на товары и услуги уже выросли. Кроме того, правительство забыло о наиболее уязвимом слое населения — пенсионерах. Они пострадали больше всего. В проверках есть очень большой элемент избирательности, или стимуляции к коррупции. Чтобы работник налоговой службы закрыл глаза на какие-то нарушения, понадобятся весомые аргументы.

Николай Савуляк, председатель ОО “Клуб деловых людей”, г. Львов

Ситуация — это монета с двумя сторонами. С одной стороны, повышать в Украине минимальную заработную плату надо. 3200 грн — не предел, поскольку это позволяет поднимать уровень благосостояния самых бедных работников. Так действовали в Польше, когда там повышали зарплату в разы, в других странах. В Украине она должна была бы быть не 3200, а, возможно, 5–10 тыс. и больше. Это повышает покупательную способность населения и сдерживает поток людей за границу. Это положительная сторона повышения минимальной зарплаты.

Но есть и отрицательная. Существует много бизнесов, например в торговле, сфере обслуживания, даже в производстве, которые были построены на принципе дешевой рабочей силы. Скажем, продавец небольшого продуктового магазина получает, скорее всего, 2–3 тыс. грн. Рентабельность этого бизнеса не позволяет платить больше. Таким образом, с повышением минимальной зарплаты и риском получить штраф часть бизнеса будет вынуждена прекратить свою деятельность. Их деятельность — не автоматизирована, нуждается в дешевой рабочей силе. Часть людей заменят автоматами, системами автоматизации и т.п. Еще часть магазинов, офисов просто закроются.

Поэтому в краткосрочной перспективе решение о повышении минималки сработает как негативное. Оно выбросит часть людей на рынок, которые вынуждены будут искать другие заработки. Вероятно, опять же, за рубежом.

Что должно было бы сопровождать повышение заработной платы до 3200 грн? Развитие инфраструктуры, которой для бизнеса крайне не хватает (быстрое подключение электросетей для производства, получение разрешений, готовые производственные помещения под аренду, дороги, коммуникации и т.п.). Удешевление финансовых кредитов для бизнеса или доступные лизинговые программы, — поскольку сегодня бизнес не может себе позволить привлечь кредит для пополнения оборотных средств или для расширения деятельности. Деньги на рынке — дорогие, поэтому бизнес не может инвестировать средства в автоматизацию производства. Руководители должны были бы освободить двух малоэффективных людей и поставить на их место автоматизированные системы. А так они и людей уволить должны, и системы установить не могут.

Следует вспомнить и об отсутствии каких-либо государственных программ по развитию малого бизнеса — и в нашем регионе, и на национальном уровне. Только что встречались с коллегой из Верховной Рады, и он подтвердил: реальных программ для малого бизнеса, о которых можно было бы говорить, что они работают в Украине, нет. Таким образом, видим разрыв: нагрузка на бизнес возросла, а дополнительные сервисы, возможности, которые способствовали бы его росту, не появились. Это еще один минус нынешней ситуации.

Теперь о штрафах на сумму 320 тыс. грн. Для большинства малых предпринимателей такой штраф означает закрытие бизнеса. Большинство их даже за год не зарабатывают 320 тыс. грн чистой прибыли! Поэтому предприниматели, так сказать, обижены на правительство. Все могут ошибаться. Но в данном случае это означает, что государство просто хочет ввести “смертную казнь” для таких предпринимателей. Они должны либо продать квартиру, либо взять кредит, чтобы выплатить такой штраф. Защитить себя малый бизнес не сможет.

Еще полгода бизнес будет перегруппировываться. Часть предпринимателей еще не осознали новых рисков и надеются, что худшее случится не с ними. Но уже после первых скандалов по поводу таких штрафов они их осознают. Тогда можно ожидать новой лавины проблем в малом бизнесе.

Мы не “против”, мы — “за” и хотели бы, чтобы минимальную зарплату повышали и дальше. Но были бы признательны за поддержку инфраструктуры, удешевление кредитов и т.д. Сейчас же гайки малому бизнесу только закручивают.

Василий Худицкий

Источник: Зеркало недели

 

Залишилися питання? Дзвоніть нам за телефоном (096) 525-57-21 або відправте своє повідомлення по електронній пошті chernigivderevprom@gmail.com