«Договорняки» как основа мейнстрима в торговле древесиной

IMG_2016«Рынок – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга», – говорил один из семи мудрецов древности Анахарсис (VII в. до н.э.). За прошедшие почти тридцать веков на рынке в этом смысле мало что изменилось. Более того, рынок стали называть свободным. Уточнение существенное. С одной стороны он свободен для всех, а с другой он свободен для всякого рода махинаций или манипуляций. С целью ограничения последних и придания торговле признаков благопристойности разрабатываются правила торговли, которые нужны в первую очередь продавцам, чтобы было на что ссылаться. Покупателям же нужны глаза, чтобы не остаться в дураках.

Если  изобразить лесной рынок Украины схематично,  то нашему взору откроется следующая картина.

ТНОДУ_укр

Рис. 1 Схема действующей системы торговли хвойным пиловочником в Украине

Как известно, существуют две основные модели торговли: протекционистская и свободная. Казалось бы, обе эти модели действуют на рынке Украины. Но так ли это?

Внешний рынок торговли древесиной (см. левую часть схемы) представляет собой зону протекционистской торговли на основе установленных договоренностей (договорняков). Только протекционистскую политику осуществляет не государство, а группы влияния в закрытом и ручном режиме. Так, экспортной торговлей древесиной «рулит» группа влияния 1-го уровня, которая формируется по партийному принципу и на основе коалиционных договоренностей. Об этой коррупционной схеме известно давно, по сути, это секрет Полишинеля, но она по-прежнему продолжает действовать, назло государству, но во благо партий. 16 мая 2016 г. на расширенном совещании в Кабинете Министров Украины по проблемным вопросам торговли необработанной древесиной в Украине Министру Минагрополитики Тарасу Кутовому одним из участников совещания был задан вопрос:  «Почему Правительство Украины не ведет эффективной борьбы по искоренению коррупционных схем, многие из которых действуют и поныне?» Министр ответил, что, к сожалению, в каждом ведомстве есть «своя песня», но Правительство принимает все меры по борьбе с коррупцией и будет добиваться ее искоренения. Что ж, поживем – увидим. Нечто подобное мы слышали и от предыдущих составов правительства.

Процветанию коррупции способствует толпо-элитарная система управления  и сосредоточение всей информации и принятие решений наверху. Вниз спускаются лишь информация и распоряжения в части касающейся конкретных исполнителей. Получается, что коррупция творится негодяями, но руками честных людей.

Живучести этой модели торговли способствует также единство коррупционных интересов группы влияния 1-го уровня  и коммерческих интересов самих продавцов древесины, которая продается на экспорт по ценам на порядок выше цен внутреннего рынка. А это высокие показатели в реализации производимой продукции со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому у некоторых передовых предприятий лесного хозяйства доля экспорта деловой древесины составляет 75%. Если они и не выполнят свои договорные обязательства по аукциону, то не беда – победителей не судят.

Способствуют процветанию внешней торговли необработанной древесиной и пассионарии из Минэкономразвития и торговли, скорее всего из лучших побуждений и не вполне осознавая, что они творят. Евросоюз хочет, чтобы Украина избавилась от коррупции и в то же время хочет отмены моратория на экспорт необработанной древесины, напрямую тесно связанной с коррупцией. В таком случае надо бы определиться с помощью МЭРТ, чего он хочет больше.

С другой стороны, Евросоюз зря беспокоится о моратории на экспорт круглых хвойных лесоматериалов. При таком наличии мощного внутреннего экспортного лобби экспорт необработанной древесины из Украины будет жить For ever. Как говорится, с такими «друзьями» и врагов не надо. Но это будут последние дни Помпеи перед извержением Везувия. Мораторий на экспорт необработанной древесины – попытка спасти лесной сектор Украины.

 Внутренний лесной рынок (см. правую часть схемы) декларируется как свободный рынок, обеспечивающий прозрачность и равные условия для всех его участников. На самом деле это далеко не так, точнее все наоборот. Декларирование прозрачности – это пропагандистский акт. Сокрытие реального породного и сортиментного  баланса заготавливаемой древесины – это суровая реальность. Внутренний рынок с 2007 г. обеспечивается древесиной по остаточному принципу от экспорта древесины. Приказ ГК ЛХУ № 42 от этого же года нормативно это закрепил. Установленные этим приказом правила торговли – это тоже больше пропагандистский акт, чем законодательный документ. Не случайно, что он никогда и не выполнялся в полном объеме, что подтверждается почти десятилетней практикой его применения и десятилетним фактическим хождением по сырьевым мукам отечественных деревообработчиков.

Для того, чтобы хоть как-то обуздать образовавшийся дикий «свободный» внутренний лесной рынок и внести элементы организованности, появились группы влияния 2-го уровня, для дележа того объема древесины, который остался нетронутым группой влияния 1-го уровня. Группу влияния 2-го уровня составляют активисты из рядов самих покупателей, с целью распределения выставленных на продажу лотов «по справедливости». Аукцион же лишь легализует решения этой группы влияния. Правда «справедливость» по договоренности не всегда срабатывает в полном объеме, но хоть какую-то видимость порядка хаотичным аукционным торгам придает. В противном случае торги вообще не идут или идет только снятие лотов с торгов.

Практика последних лет показывает существенный прирост новых покупателей, в основном за счет клонирования перекупщиков, уводящих с рынка в тень до 30% реализуемой на общих аукционах древесины. Механизм до примитивности прост и напоминает шулерские технологии. Вначале регистрируются несколько подставных фирм, действующих на аукционе единой командой, иногда до пяти фирм в одной команде. Затем они предлагают всем участникам аукционов разделить лоты «по-честному». Но на каждый выделенный участнику торгов лот они берет себе пять. В итоге честные участники торгов остаются в дураках, а бесчестные – в королях рынка.

Таким образом, свободная рыночная торговля носит также договорной характер, т.е. результаты торгов достигаются на основе «договорняков» между участниками процесса. «Договорняки»  – это наше все сегодня.

Если обе модели торговли (внешней и внутренней) построены фактически  на «договорняках», то зачем тогда какие-то мнимые правила торговли, которые все равно ничего не решают и никогда не соблюдаются? Не проще ли государственным, бизнес и общественным структурам договориться о совместных действиях напрямую без посредников, заключив некий меморандум и убрать с рынка все группы влияния и перекупщиков, обозначенные на рис. 1 оранжевым цветом. Другими словами, установить прямые (без посредников)  хозяйственные связи реальных деревообрабатывающих предприятий с источниками сырья.

В первую очередь нам нужны не правила торговли, а благоприятные условия для развития производства. Например, государственная протекционистская политика, направленная в поддержку отечественного, а не зарубежного производителя как сейчас. Хотя бы на переходный период для наведения  порядка в лесном секторе экономики. Лесная отрасль – больна, деревообрабатывающая тоже на ладан дышит. Нужна государственная санация. Нужны конкретные шаги. Кто возглавит эту работу? Глас общественности – это всего лишь глас. Нужна государственная воля, выраженная и осуществляемая конкретным правительственным органом. Раньше таким органом было Министерство промышленной политики Украины. Деревообработчики, связанные с производством плитных материалов, до сих пор с теплотой вспоминают о взаимодействии с этим органом, т.к. успешно пользуются плодами этого взаимодействия в форме специализированных аукционов. По сути закрытого для посторонних клуба покупателей, т.к. в свое время была создана база данных производителей плитных материалов, которой пользуются и в настоящее время. Аналогичным путем нужно идти и по отношению остальных деревообрабатывающих предприятий. Никакие отдельные аукционные сессии для региональных производителей не помогут. Перекупщики обладают способностью к мимикрии, просочатся и на региональные аукционы.

Недавно Премьер-министр Владимир Гройсман сообщил о намерении правительства создать офис по вопросам привлечения инвестиций. В существующих условиях украинского лесного рынка трудно рассчитывать на приток каких-либо инвестиций. Намерение Кабмина свидетельствует о государственной поддержке инвесторов. Такую же поддержку нужно осуществить и в отношении всей деревообрабатывающей отрасли.

В настоящее время в структуре Минэкономразвития и торговли создан департамент промышленной политики. Возможно, он мог бы взять на себя роль «генерального штаба» для реформирования и стратегического руководства лесным сектором экономики.

Возможный проект решения проблем (глас общественности) показан на рис. 2

Решение проблем торговли необработанной древесиной_укр

Рис. 2 Возможный проект решения проблем торговли необработанной древесиной

Государственный протекционизм в обеспечении сырьем отечественного производителя предлагается осуществить через заключение прямых договоров купли-продажи необработанной древесины, как наиболее адекватного и контролируемого способа торговли. Для этого не требуется никаких дополнительных правил, вполне достаточно уже действующей законодательной базы Украины. Просто нужно модели торговли, показанные на рис. 1 поменять местами: протекционистскую модель торговли – для внутреннего рынка и модель свободной торговли – для внешнего рынка. Все лишнее отсечь – гениальность заключается в простоте. Тогда и необходимость в моратории отпадет, в остатке для экспорта останется лишь не востребованная на внутреннем рынке древесина.

Правительство планирует привлечь новых инвесторов, в том числе и в деревообработку. Без обеспечения их сырьем по прямым договорам это вряд ли получится, как не получается с обеспечением сырьем предприятий по уже действующим инвестиционным проектам.

Ниже на рис. 3 приводится возможный вариант организации торговли необработанной древесиной. Если основной оборот древесины все равно идет по прямым договорам, то зачем от них отказываться лишь на том основании, что при их помощи могут заключаться коррупционные сделки. Ведь не отказываются от бензопил на том основании, что при их помощи можно осуществлять незаконные рубки. Не проще ли поменять условия заключения прямых договоров. Остальные способы торговли можно использовать как дополнительные для удобства участников рынка.

Торговля необработанной древесиной в Украине_укр_3

Рис. 3 Проект организации торговли необработанной древесиной в Украине

Деревообработчикам нужно бороться не за правила торговли, а за программу совершенствования развития деревообрабатывающей отрасли в Украине на ближайшую перспективу. В этой работе должны принять участие все региональные ассоциации деревообработчиков. Эта программа должна стать составной частью тех реформ, которые планируются и осуществляются в настоящее время.

Валерий Подкорытов

Навигация
Залишилися питання? Дзвоніть нам за телефоном (096) 525-57-21 або відправте своє повідомлення по електронній пошті chernigivderevprom@gmail.com