О некоторых проблемах торговли необработанной древесиной

IMG_9119Каждый раз, когда речь заходит о совершенствовании механизма продажи необработанной древесины, то в преамбуле очередного проекта Положения всегда указывается: «с целью совершенствования организации работы по реализации необработанной древесины в стране, создания прозрачного механизма ценообразования, развития конкурентных начал в торговле древесиной, для обеспечения ею растущих потребностей отечественных деревообрабатывающих предприятий, учреждений, организаций и населения».

Как видим, всегда декларируются благие цели, но часто  благими намерениями вымощена дорога в ад или, выражаясь современной фразеологией,  – «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

За десять лет практики аукционной торговли древесиной по сути ни одна из поставленных целей не была достигнута, ни в плане совершенствования торговли, ни в плане прозрачности механизма ценообразования, ни в плане обеспечения растущих потребностей отечественных производителей. Разве что в плане развития конкуренции среди покупателей древесины успехи имеются налицо. Но только нездоровой конкуренции, о чем речь будет идти ниже.

Цель может быть достигнута только при наличии соответствующих средств. Цели ставить несложно, а вот средства для их достижения найти куда проблематичнее.  Это со всей наглядностью можно наблюдать на нормативно-правовом регулировании торговли необработанной древесиной в Украине. Казалось бы, правительство делает все возможное для оптимизации лесного рынка Украины, но результаты, как правило, получаются обратными ожидаемым результатам, ибо новые нормативно-правовые акты создают и новые лазейки, с успехом используемыми массовым потребителем.

В условиях безальтернативности форм торговли все потребители необработанной древесины вынуждены маршировать в одной колонне. Но марширующие в одной колонне не обязательно направляются к одной цели. У каждого из марширующих может быть своя цель, а маршировать вместе их вынуждают внешние обстоятельства – против закона не попрешь. Зато закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло.

Ниже на схеме показаны основные этапы совершенствования механизма продажи необработанной древесины. Кроме указанного на схеме законодательные попытки в регулировании рынка необработанной древесины предпринимали также Министерство экономического развития  и торговли, Министерство аграрной политики. На современном этапе регулирования  рынка необработанной древесины с новой законодательной инициативой выступает Кабинет Министров Украины.

Реализация необработанной древесины в Украине

Для просмотра схемы в полном разрешении кликните по картинке

Но, судя по всему, КМУ тоже не видит альтернативы аукционной форме торговли, полагая ее единственной, самой прозрачной, справедливой и доступной для всех в равной степени. А так ли это? Десятилетняя практика аукционной торговли необработанной древесиной в Украине свидетельствует как о положительном, так и отрицательном опыте аукционов по реализации необработанной древесиной. Причем отрицательный опыт превышает положительный. Положительно об аукционной форме торговли могут говорить лишь участники специализированных аукционов, по сути закрытого для посторонних покупателей клуба собственников предприятий, производящих плитные материалы (список участников определяется Министерством промышленной политики, которого уже нет). Отрицательно об аукционной форме торговли отзываются большинство участников общих аукционов, куда имеют доступ все желающие потребители необработанной древесины независимо от наличия у них деревообрабатывающих предприятий.

Главный недостаток аукционов заключается в том, что они позволяют манипулировать ресурсами необработанной древесины как организаторам аукционов (постоянным лесопользователям), так и покупателям.

Организаторы аукционов (постоянные лесопользователи) никогда не выставляют на аукционные торги необработанную древесину в полном объеме квартальной заготовки, как того требует Положение по организации и проведению аукционов по продаже необработанной древесины (приказ ГКЛХУ № 42 от 19.02.2007г.), мотивируя это различными причинами (например, возросшим объемом собственной переработки, который ничем не регулируется и др.). Постоянные лесопользователи могут по различным причинам не выполнить свои обязательства по отгрузке приобретенных на аукционе лесоматериалов и при этом не нести никаких штрафных санкций. При этом не реализованную на аукционах древесину они могут реализовывать по прямым договорам. А поскольку торговля древесиной на экспорт осуществляется только по прямым договорам, то именно туда она и попадает в первую очередь, хотя частично перепадает и отечественным производителям.

Покупатели на общих аукционах согласно Положению  – субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, резиденты Украины, которые желает приобрести необработанную древесину для обеспечения потребностей собственного деревообрабатывающего производства в соответствии с условиями аукциона от своего имени и за свой счет и не находится в состоянии ликвидации или против которого возбуждено дело о банкротстве. То есть главное условие аукциона – приобретение древесины для обеспечения потребностей собственного деревообрабатывающего производства. Список же покупателей, в отличие от специализированных аукционов определяет не Министерство промышленной политики или иной государственный орган, а сами покупатели, предоставив соответствующие справки за собственной подписью и печатью. Ошалев от такой вседозволенности некоторые покупатели предоставляют сразу несколько справок хоть и на разных покупателей, но для одного конечного потребителя и совсем не обязательно для переработки, а и для последующей перепродажи, о чем свидетельствуют многочисленные объявления в интернете. Для этого ими разработаны и успешно применяются различные посреднические технологии. При этом такие покупатели никаких штрафных санкций не несут и могут участвовать в торгах на постоянной основе вместе с реальными деревообработчиками, поскольку действующий нормативно-правовой акт и регламенты большинства бирж это вполне позволяют. Именно благодаря этому фактору конкуренция среди покупателей растет как на дрожжах.

Любой нормативно-правовой акт отражает практику вчерашнего дня. Чтобы он соответствовал  требованиям сегодняшнего дня, он должен постоянно меняться и совершенствоваться иначе он становится бесполезным.  А бесполезные законодательные акты ослабляют законодательные акты  необходимые.

Положение по организации и проведению аукционов по продаже необработанной древесины (приказ ГКЛХУ № 42 от 19.02.2007г.) пример давно устаревшего и не отвечающего современным требованиям нормативно-правового акта. Попытки изменить его предпринимались неоднократно, но каждый раз получалась реинкарнация приказа № 42, хотя и в различных но, как правило, худших вариантах. При этом ни один вариант почему-то не рассматривает торговлю по прямым договорам, хотя бессмертный приказ № 42 такую возможность полностью не исключает.

Почему экспортная торговля лесоматериалами осуществляется только по прямым договорам? Да потому, что эта форма торговли позволяет полностью планировать и контролировать процесс торговли  и обеспечения потребителей лесоматериалами, формировать цены в зависимости от конъюнктуры рынка, управлять процессом торговли. То есть эта форма торговли обеспечивает выполнение тех функций, которые недоступны для аукционной формы торговли, которая всегда имеет эффект лотереи, случайности. Исключать торговлю древесиной по прямым договорам, так как она может быть связана с коррупцией, это все равно, что запретить пользование кухонными ножами или топорами на основании лишь того, что они могут быть оружием убийства. Могут и бывают, но тогда за это и сурово карают. Грамотно разработанные критерии торговли лесоматериалами по прямым договорам позволят осуществлять более эффективное влияние на развитие лесного сектора экономики. И в гораздо большей степени, чем аукционы, где сделки купли-продажи осуществляются через посредника – биржи, часто ни за что не отвечающих и слабо влияющих на сам процесс торговли.

Таким образом, для совершенствования реализации необработанной древесины нужно рассматривать все существующие формы торговли: по прямым договорам (новое – это хорошо забытое старое), аукционы в обычном и электронном форматах, уже хорошо освоенные, но также нуждающихся в новых критериях и форматах, розничную торговлю. Приобретенный опыт лесной торговли свидетельствует, что без элементов госрегулирования торговли необработанной древесиной сегодня не обойтись. Ресурс древесины конечен и он нуждается в эффективном его использовании.

Ныне действующие правила торговли разрабатывались на пике централизации управления лесной отрасли. Сейчас наблюдается обратный процесс – децентрализации, которому должны соответствовать и новые правила торговли необработанной древесиной. Поэтому в  разработке этих правил должны принять участие и региональные органы власти, областные управления лесного хозяйства и ассоциации деревообработчиков. И начать они должны с разработки баланса древесины, т.е. объемов заготовки древесины по породам и сортиментам всеми постоянными лесопользователями, а не только гослесхозов, определения потребностей деревообрабатывающих предприятий в древесном сырье и эффективности его использования.

Валерий Подкорытов

Залишилися питання? Дзвоніть нам за телефоном (096) 525-57-21 або відправте своє повідомлення по електронній пошті chernigivderevprom@gmail.com