Житомирские торги по реализации необработанной древесины

ВЛБ_Жит_4Прошедшие 24-25 марта 2016 г. в Житомире аукционные торги по реализации необработанной древесины в очередной раз подтвердили, что аукционная система торговли в Украине – это разновидность лохотрона, постоянно лихорадящий лесной рынок. Участвовать в них можно, но гарантированно обеспечить свое производство сырьем практически невозможно за редким исключением. Это всегда лотерея или рулетка, исключающие какую-либо плановость. Только кабинетные теоретики могут считать аукционы прозрачными, предоставляющими равные условия всем покупателям. Но это далеко не так и любой практик это подтвердит.

Во-первых, прозрачна только та часть древесных ресурсов, которая выставлена на аукционные торги и указана в аукционных бюллетенях. Но это только вершина лесного айсберга, большая же часть лесных ресурсов сокрыта во мраке. С 2007 г., т.е. с начала перехода на аукционную систему торговли, лесное ведомство прекратило публикацию информации о заготовках древесины по породам и сортиментам на предстоящий год, как общий за отрасль, так и по регионам. А ведь именно в Гослесагентстве определяются планы рубок на предстоящий год. Если бы эти планы были опубликованы как статистические данные, то любой участник рынка и контролирующие органы легко бы могли ознакомиться с объемами заготавливаемых ресурсов древесины и сравнить их с объемами древесины, выставленными на аукционные торги и определить реальную степень прозрачности лесного рынка сырья. Тем более, что приказ № 42 ГК ЛХУ от 19.02.2007. декларирует, что на аукционные торги выставляется 100% квартальной заготовки древесины. Но декларировать и реально выполнять это две разные вещи. Реально на торги с самого их начала выставлялось 25-30% лесных ресурсов, остальная часть уходила на экспорт и якобы внутреннюю переработку. В последние годы Киевская, Ровенская и Черниговская области в два раза увеличили объемы выставляемых ресурсов. Это не значит, что эти области в два раза увеличили объемы заготовок древесины, просто они повысили процент выставляемых на торги ресурсов. А вот Житомирская область никогда  не увеличивала объемы реализуемой древесины. Имея самый большой ресурс по заготовке древесины в Украине, Житомирская область выставляет на торги древесины значительно меньше, чем ее соседи: Киевская, Ровенская или Черниговская области. Если взять публично доступные данные по ресурсам заготовки древесины по Житомирской области за 2009 г., то хвойного пиловочника вместе со стройлесом (пригодного и для распиловки) получется 494 тыс. м3 в год или 123,5 тыс. м3 в квартал, т.е. на аукционные торги выставляется почти в три раза меньше, чем заготавливается. Возникает естественный вопрос, а куда же уходят еще 70% заготавливаемых ресурсов? Тем более, что в Житомирской области не только самый большой ресурс заготовки древесины, но и самое большое количество деревообрабатывающих предприятий.

File0036

Конечно, эти данные приблизительные. Реально же Житомирская область с 2009 г. заготавливает древесины значительно больше. Но запомним хотя бы эти 33%.

Во-вторых, обеспечение равных условий для всех покупателей древесины – это точно такая же фикция, как и прозрачность реализации заготавливаемой древесины. Изначально задуманный формат аукционных торгов предполагал участие в торгах только собственников деревообрабатывающих предприятий. Но отсутствие надлежащего контроля и гласности о результатах торгов и выполнении своих обязательств, превратило аукционы в проходной двор, где собираются все желающие приобрести древесину независимо от наличия у них производственных мощностей.  Можно и не иметь никаких мощностей, достаточно лишь предоставить в биржевой комитет справку за собственной подписью и печатью. По сути это профанация системы лесных аукционов. Аукционные торги это единоборство покупателей. Любое единоборство в целях обеспечения равных условий предполагает разделение участников единоборства по весовым категориям. Если владельцы плитных материалов выделены в такую «весовую категорию» в виде исключительной возможности участия в спецаукционах, то остальные деревообработчики независимо от производственных мощностей своих предприятий  лишены такой возможности и участвуют в общих аукционах  на равных условиях со всеми остальными участниками. При этом одни из них могут закупить выставленный на продажу ресурс полностью или большую его часть, а другим требуются лишь небольшие объемы, третьим же древесина нужна лишь для последующей перепродажи.

В-третьих, аукционы вводились в действие в 2007 г. верхами для обеспечения действия коррупционных схем в экспортной торговле древесиной и возможности манипулирования лесными ресурсами в своих интересах, хотя, как водится, под благовидным прикрытием заботы об отечественных производителях. Со временем и низы освоили технологии манипуляций с древесиной для осуществления различных коррупционных схем на низшем уровне. Таким образом, аукционы не исключают, а подразумевают коррупцию на различных уровнях.

А теперь с учетом изложенных выше положений проанализируем аукционные торги в Житомире 24-25 марта 2016 г. На торги зарегистрировались 367 покупателей из различных регионов Украины. О выставленных на продажу объемах и стартовых ценах можно судить по приведенным ниже таблицам и схемам.

Жит_сосна_2кв_2016_2Жит_сосна_2кв_20162016_2kv_priceЖит_дуб_2кв_2016_4Жит_дуб_2кв_2016_3

Перед началом торгов перед участниками аукциона выступил директор Всеукраинской лесной биржи Мицкевич В.В. В своем выступлении он рассказал о целях, задачах и направлениях работы вновь созданной биржи. Особо подчеркнув, что аукционный комитет будет осуществлять контроль за выполнением сторонами своих обязательств по аукционным договорам и контроль за допуском покупателей к участию в торгах. Также он заверил, что все снятые лоты будут выставлены на дополнительные торги, которые планируется провести в апреле 2016 г.

112215

Выступление директора “Всеукраинской лесной биржи” Мицкевича В.В.

114156

Аукционные торги по хвойной древесине

Крок аукциона составлял 10 грн. Максимальный порог поднятия цены ограничивался 25%. В большинстве случаев лоты уходили по ценам на 20-25% превышающим стартовые или на +200-270 грн (+8-10 USD), т.е. практически по экспортным ценам. Такой рост цен вызвали большое количество участников (до 15 покупателей на лот) и малый объем выставленных на торги ресурсов. Около 15% лотов с торгов были сняты в связи с невозможностью определить победителя аукциона. Торги проходили в сложной психологической обстановке, начинались в 11.00 и заканчивались около 21.00.

Большинство участников результатами торгов остались недовольны. Например, участник под номером 27 заявился на хвойный пиловочник в объеме 4275 м3, а закупил только 29 м3, т.е. менее 1%.  При этом он торговался наравне с другими участниками. Многие участники смогли обеспечить свои предприятия  сырьем лишь на один месяц работы. А как работать  еще два месяца они пока не представляют. Единственной надеждой остаются дополнительные торги.

А теперь самое интересное. Сегодняшний турецкий рынок переполнен дешевыми украинскими пиломатериалами, которые на 30 USD дешевле официально поставляемых из Украины пиломатериалов. Большая их часть поступает из Житомирской области, где парадоксально самые высокие цены реализации древесины на внутреннем рынке и самые низкие экспортные цены. Чтобы частным предприятиям поставлять по такой цене пиломатериалы, изготовленные из древесины, приобретенной на аукционах, им нужно еще доплачивать покупателям за их изготовление и транспортировку. То есть поставка частниками пиломатериалов из легально приобретенной на аукционах древесины по ценам ниже 100 USD/м3 на условиях поставки СРТ не реально. Тогда возникает вопрос, а куда ушли еще около 70% круглой древесины, которая не попала на аукционные торги и из которой, по всей видимости, и изготовляют дешевые пиломатериалы? И что это за игра на понижение, которая может парализовать, как внутренний, так и экспортный лесные рынки Украины?
Раньше коррупционные схемы работали на повышение, почему сейчас при тяжелом экономическом положении в лесном секторе началась игра на понижение? Где хваленый электронный облик и предохранительная сертификация происхождения древесины, при которых целые караваны судов с лесоматериалами  по демпинговым ценам свободно уходят за границу? Почему не выставленная на аукционные торги древесина используется неэффективно и бесконтрольно?

В общем, вопросов много, а ответов пока нет. Хотя почему нет. Если госорганы не в состоянии осуществлять должный контроль за оборотом древесины на лесном рынке, то почему бы к этому не подключить общественные организации и ассоциации деревообработчиков, созданные во всех регионах страны и объективно заинтересованные в стабильности рынка и которые в курсе всех событий лесного рынка.

Если лесные аукционы являются постоянным спутником коррупции, то почему не найти им альтернативу в виде прямых договоров постоянных лесопользователей с потребителями их лесопродукции. При этом выбывает из игры посредник между продавцом и покупателем (носитель коррупционного риска), тот, кто организует аукцион и определяет выставляемые на аукцион ресурсы. Такой период уже был. Сейчас его можно возродить на качественно новом уровне с учетом сделанных ошибок. Необходимо определить:
– критерии отбора предприятий для заключения прямых договоров;
– процедуру заключения договора;
– типовой договор купли-продажи необработанной древесины;
– контроль за выполнением условий прямого договора;
– штрафные санкции за невыполнение условий прямого договора.

Прямые договора имеют целый ряд преимуществ перед аукционами, главными из которых являются гарантия, плановость и стабильность поставок. Не случайно весь мир работает именно по ним. Все остальные формы торговли выступают в мире в качестве дополнения, но не безальтернативной замены. Ярые противники прямых договоров утверждают, что они способствуют коррупции. Да как сказать. В свое время они способствовали только реальному росту цен на круглые лесоматериалы. Большую цену всегда давал тот, кто реально мог ее оплатить. Остальным приходилось подтягиваться к новым ценам. А вот аукционы с самого начала сопровождались хищениями в особо крупных размерах при экспорте лесоматериалов. Кто их осуществлял, тот хочет, чтобы аукционы существовали вечно в качестве ширмы для прикрытия коррупционных схем. И пока им это удается осуществлять. В качестве оперативного прикрытия создаются рабочие группы для разработки новых правил торговли древесиной. Но работа этих групп напоминает сизифов труд. В конце прошлого года был разработан новый проект Положения о торговле необработанной древесиной, но дальше разработки он не пошел. В этом году выясняется, что будет новая рабочая группа, которая должна разработать новые правила. А пока живем по старым, образца 2007 г., которые, кстати, так  никогда и не выполнялись в полном объеме. Если правила создаются только для того, чтобы их нарушать, так может вообще с ними не стоит заморачиваться и не дурить головы ни себе, ни другим. В Гражданском кодексе по торговле все уже давно и хорошо  прописано, стоит ли его дублировать и плодить жалкие подобия.

sizif

Технология разработки правил по торговле необработанной древесиной в Украине

В качестве альтернативной формы торговли древесиной можно продолжать использовать аукционные торги, в том числе в электронной форме. Зачем ломать то, что работает.

К работе по прямым договорам нужно привлечь региональные ассоциации деревообработчиков, которые должны нести солидарную ответственность за своих членов не использовать для переработки нелегально заготовленную древесину в обмен на обеспечение их потребностей легально заготовленной древесиной в соответствии с заключенными прямыми договорами.

Ассоциации деревообработчиков могут эффективно бороться и с перекупщиками. Кому как не им знать, кто является реальным переработчиком древесины в их регионе.

Аукционная сессия по реализации необработанной древесины заготовки 2 квартала 2016 г. завершилась, но сырьевые проблемы деревообработчиков не решила, а только усугубила. “Quo vadis, Domine?” (“Куда идёшь, Господи?”)

Валерий Подкорытов

 

Залишилися питання? Дзвоніть нам за телефоном (096) 525-57-21 або відправте своє повідомлення по електронній пошті chernigivderevprom@gmail.com